viktorshestakov (viktorshestakov) wrote,
viktorshestakov
viktorshestakov

Categories:

Малоизвестное столкновение

9 ноября 1970 года во время учений «Northern Wedding» столкнулись российский эсминец «Бравый» и английский авианосец «Ark Royal», эсминец получил повреждение кормы и гребного вала по левому борту, погибло 2 человек экипажа (Михалюк Юрий Александрович, 1950г.р., Стройкин Борис Семенович, 1950г.р.,), другие оказавшиеся за бортом моряки были подобраны британскими кораблями. Это официальная версия. Вот что обрывочно пишут еще...



В воспоминаниях Юрия Леонидовича Кручинина сказано, что: «9 ноября 1970-го произошла тяжелая авария. Эсминец «Бравый» находился на боевой службе в Средиземном море… Он осуществлял слежение за английским авианосцем «Арк Ройял». В вечернее время, когда команда согласно распорядку дня пила чай, командир корабля решил спуститься в кают-компанию (двое суток без сна находился на мостике – прим. автора). Старший помощник занимался своими делами, и командир решил не вызывать его себе на подмену, а, дав необходимые распоряжения, оставил на мостике вместо себя вахтенного офицера.

Эсминец находился у авианосца по правому борту на траверзе, в 10 кабельтовых (1892 метра – прим. автора). В целях экономии топлива одна из двух машин была застопорена. По закону подлости через 5-7 минут после ухода командира авианосец поднял сигнал: «Не могу уступить дорогу», «Веду полеты авиации» и повернул резко вправо, увеличил ход до 22 узлов. Ни сигнальная вахта, ни БИП момент поворота не заметили. И когда железная громада с массой огней буквально нависла над эсминцем, вахтенный офицер попытался увеличить ход. Но одна машина застопорена… Произошло столкновение кораблей».

Пятерых подобрали спущенные баркасы, как с английского, так и советского кораблей. К слову сказать, все советские матросы, побывавшие на борту «супостата», однозначно пожелали вернуться на борт родного корабля, хотя были предложения и иного характера. Очевидцы вспоминают, что когда англичане подняли из воды выпавших за борт матросов, переодели в свою сухую одежду и доставили к борту эсминца, «ответственные лица» (имеется ввиду офицеры особого отдела – прим. автора) этих матросов прямо на юте раздевали и вражескую одежду с гневом бросали назад в английский баркас.

Эсминец с гордым и решительным именем «Бравый» получил тяжелые повреждения и был вынужден прекратить выполнение боевой задачи и срочно вернуться в Севастополь. Кроме этого, в очередной раз был нанесен удар по престижу СССР…
В Союзе это событие сразу же получило гриф «секретности», а матери так и не узнали, что могилой их сыновей стало Средиземное море…».

А вот мнение командира отделения штурманских радиометристов Трещина Александра Леонидовича. "Я, в то время, находился в это время в рулевой рубке у РЛС "Нептун". Я видел, что дистанция до Арк Ройял начала сокращаться и доложил на ходовой мостик, но там мне ни кто не ответил. Я несколько раз докладывал, но ответа не было. Когда Арк Ройял исчез с экрана (оказался в мертвой зоне), я выскочил на левый борт мостика и Арк Ройял увидел задрав голову. К этому времени появился Орловский и скомандовал "Лево на борт, полный назад", но корабль не успел уклониться.

Теперь, что касается обстановки на корабле. Аварийная тревога была сыграна не сразу. Чувствовалась растерянность, но потом сыграли. Ни каких шлюпок и баркасов не спускали, они были не готовы. Лебедки были разобраны. Даже первый момент не нашлось шкерта, сбросить за борт, чтобы поднять ребят. Бросали пожарные шланги. Потом получили семафор с АркРойяла, что один моряк у них. Они почти сразу привезли его к нам, одетого в их форму.

Он потом рассказывал, что ему дали рюмку коньяку и посадили в горячую ванну, но ни кто ему не предлагал остаться. Замполит чуть не подавился, когда увидел, заорал: Сняяяять!". Англичане смеются. Потом стали искать двоих ребят, которых не вытащили сразу. Искали двое суток, но так и не нашли. Я могу выложить фото Арк Ройяла и Бравого после этой аварии. Кстати, мы винтами повредили аккустический обтекатель Арк Ройялу. Потом мы читали статью в газете и ус...лись со смеху.

В результате аварии на корабле было погнуто, могу ошибиться, вроде 28 шпангоут, была погнута линия левого вала, погнута направляющая пусковой установки, погнута и порвана кормовая надстройка. Были две пробоины выше ватерлинии в районе нашего кубрика, кажется №9. Это всё могу показать на фото. Мне было велено всё сфотографировать и отдать особисту (я был внештатным фотографом), но фотки я, конечно, оставил и себе..."

Фотографий пока никто не видел.
Tags: оружие, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment